C мраморными статуями


Перемещение принадлежавших ему произведений искусства между Римом, Парижем, Флоренцией и Россией было в те годы частым и отражало характерную для той эпохи мобильность, кото­рую с трудом можно себе представить сегодня. И все же, главную воз­можность зафиксировать содержание коллекции Николая Демидова в Италии, до того как она рассеялась после его смерти, нам предо­ставляют три списка, составленные и отредактированные в период с 1826 по 1830 г., во время пребывания коллекции во Флоренции.

Три сохранившихся списка это - в хронологическом порядке:

опись, составленная на французском языке и датированная 1826 г. с последующими дополнениями, сделанными до 1828 г.25; и хранящаяся в Уральском историческом архиве в Екатеринбурге;

список, составленный на итальянском языке как приложе­ние к запросу о разрешении на вывоз имущества покойного из Великого герцогства тосканского в конце 1828 г.; он хранится в Архиве Суперинтендатства по художественному и историческо­му имуществу в Уффици26;

опись на русском языке, находящаяся в Фонде Дурново, заве­дующего имуществом Демидовых в России, с приложением перечня предметов, привезенных из Европы, для которых испра­шивается освобождение от уплаты налогов при ввозе в Империю после смерти Н. Демидова. Эта опись хранится в Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга27.

Списки не идентичны, но можно предположить, что первый список, составленный в 1826 г. остается наиболее полным, и на него делаются ссылки в инвентарных номерах предметов других описей, составленных, очевидно, в иных целях, поскольку из них исключаются или к ним добавляются иногда группы каких-то произведений28. Предварительный анализ первой описи, а затем и двух других, произведенный соответственно Татьяной Трошиной, Раффаэлем Арженциано и Олегом Неверовым, определяет в них некоторые характерные черты, на которых мы не будем здесь останавливаться, отсылая к тезисам названных исследователей.

Хотелось бы здесь отметить, что во всех описях, разделенных в соответствии с жанрами перечисленных в них предметов, на первом

— 99 —

Наследие и традиции

месте стоит классическая скульптура, которую Николай Демидов привез из Рима в Тоскану и которую после его смерти увезли в Россию29. Во всех описях статуя «Танцующий Фавн» обозначена номером один, что указывает на приоритет и престижность данного произведения классического искусства в коллекции Демидова. Все это лишний раз говорит об успехе и популярности коллекциони­рования антиков30. C мраморными статуями соседствуют колонны, барельефы, капители, огромные чаши, вазы, отдельные фрагменты скульптур, качество которых подчеркивает опись на французском языке, давая понять, с какой увлеченностью они были приобретены: "Une Superbe statue de Faune dansant. ... Une Belle et grande statue de Minerve en pied... "31 «Великолепная статуя «Танцующего Фавна»... Красивая и высокая статуя Минервы в полный рост» Следуют затем "Tableaux", "Malachites", "Bronzes noirs", "Pendules et candelabres", "Meubles riches cristaux et agathes", "Porcelaines", "Objets diverse", "Argenterie", «Картины», «Предметы из черной бронзы», «Часы и канделябры», «Предметы мебели, богато украшенные хрусталем и агатом», «Фарфор», «Различные предметы», «Изделия из серебра» размещенные в определенной иерархии, которая была свойствен­на для коллекционирования той эпохи. Пометки на полях той опи­си, среди которых видна рука самого Н. Демидова32, сделаны после 1826 г. и воспроизводят иногда имя антиквара, который был посред­ником при покупке. Обозначено, таким образом, имя Иньяцио Весковали в отношении статуи «Луция Вера» в натуральную вели­чину или статуи "Бегущего Фавна", на которой указано также место приобретения - дворец Ланте. Весковали посредничал также при приобретении современных произведений, например 10 статуй и 20 «обычных» бюстов, которые перечислены все без нумерации. В описи на итальянском языке у всех этих предметов, предназначен­ных на вывоз, указаны размеры, античные они или реставрирован­ные, и все это, вероятно, рукой самого Весковали. К сожалению, до сих пор неизвестно, где были размещены эти статуи во флорентий­ском дворце на берегу Арно, но, благодаря заметкам на полях опи­си 1826 г., можно наметить расположение в комнатах многих пред­метов меблировки, которые в изобилии заполняли «Парадный зал»,


Дата: 23.04.2015 16:53