Обилие звуковых идей


— 213 —

Музыка и театр

Во второй сонате e-moll, ор. 75 Глазунов продолжает путь симфонизации фортепиано, исходя из новой для себя эстетиче­ской задачи. В этот период Глазунова особо притягивают художе­ственные образы барокко и средневековья. Взяв за основу нового фортепианного замысла идеи ушедшей эпохи, Глазунов видит в полифонизме не только звуковую характеристику интересующего его культурного пласта, но и способ существования в этом сочи­нении разностилевой музыкальной материи.

Сложность поставленной цели определяет оригинальность и разнообразие фактурных решений, подразумевающих боль­шую палитру тембровых красок. В Финале сонаты композито­ру потребуются и новые представления звучности - органной и хоровой. Обилие звуковых идей у Глазунова приводит к исполь­зованию метода стилистической «перекраски» темы в процес­се её развития. Это становится новой чертой композиторско­го почерка. К примеру, квартетно изложенная главная партия I части оказывается способной к энергичному преобразованию, выраженному в свободном расширении фактуры, превращаю­щему интонационный источник полифонизма в октавные скач­ки, и окончательному выходу за пределы линеарного мышления в мощных аккордах pesante fortissimo.

Разработка выявляет столкновение гомофонного и полифони­ческого способов организации симфонизированного изложения этой темы на новом уровне. Первоначально тематический мате­риал предстаёт в гомофонных вариантах - темброво-регистровых сопоставлениях тематических импульсов, приходящих к объеди­нению в энергично развивающуюся длинную гибкую мелоди­ческую линию. На следующем уровне развития тематического элемента преобладают полифонические способы его разработки -фактурные варианты сложных контрапунктических проведений с общей тенденцией к взвинчиванию темпа - piu agitato e stringendo, Allegro animato и всё большей «стиснутостью» динамических кон­трастов. В кульминации разработки непрерывное временное сжа­тие приводит к появлению жёстких гармонических перечений, что не было ранее свойственно стилю композитора. Путь транс­

— 214 —

М. Л. Лукачевская

формаций темы в разработке наглядно показывает метод преобра­зования барочных «задержаний» в стилистику XX века.

Во II части сонаты № 2 e-moll ор. 75 Глазунов находит новые объёмные и оригинальные решения звучания фортепиано. На Scherzo ложится важная драматургическая задача, поскольку оно выполняет функцию своеобразной арки, соединяющей роман­тический симфонизированный мир образов I части, приближа­ющийся к стилистике ХХ века и мощный оркестровый Финал «в стиле XVIII века с фугой» и законченный «хоралом на теме Scherzo». В стремлении к неразрывности логических связей в сочинении автор задумывает среднюю часть как отстранённую от эмоциональности, строгую по тону, картину. Оригинальны сред­ства выразительности, найденные композитором для воплощения первой темы Scherzo (Allegretto). Это многомерная звуковая кар­тина, созданная одновременным сочетанием нескольких тембро­вых пластов. Здесь сочетаются непрерывное скользящее, лишён­ное плотности движение, продублированное тремя параллелями шестнадцатых в высоком и центральном регистрах фортепиано и ещё одна линия, выделенная тембровой окраской и постепенно развивающаяся из фоновых задержаний основного тона в само­стоятельную мелодию. В результате автор приходит к живопис­ному решению, близкому идеям импрессионизма, оригинально сочетающему архитектурность композиторского стиля, строгую симметризацию всех линий, подчёркнутое равновесие гармони­ческих конструкций. Этой идее полностью соответствует точно выверенный и тщательно выписанный динамической рисунок. Объёмность образной картины создаётся за счёт развития кон­трастного образа Poco piu mosso в центре этой архитектонически выверенной части. Обращаясь к образам средневековья в сред­нем разделе Scherzo, Глазунов не идёт по пути приближения к реальному стилистическому соответствию. (Это характерная чер­та глазуновской ретроспекции). В новом разделе Глазунов нахо­дит яркие оркестровые решения, противопоставляя ряд красоч­ных гармоний: F-As-f-Des нейтральным по тону крайним частям (C-dur). Трио с чертами эпизода в среднем разделе Scherzo отличается


Дата: 23.04.2015 16:53