Картины художника


— 66 —

В. А. Дубровина

Хроноса - храм времени и вечности, нежели гробница. И с той же функцией возводится в России. Однако, с другой стороны, одна из старейших - пирамида в Царском селе, предназначавшаяся для захоронения любимых собак Екатерины II, функционирова­ла как гробница и была построена В. И. Нееловым в 1770-1771 гг. Позднее она была разобрана и перестроена заново Ч. Камероном.

Образ пирамиды можно встретить и в архитектуре религиоз­ных объектов, что выглядит весьма неожиданным. Наиболее инте­ресным и оригинальным египетским объектом в архитектуре конца XVIII в. является Свято-Троицкая церковь, построенная в окрест­ностях Петербурга. Она известна из-за оригинальности формы как «Кулич и Пасха» (1785-1787), построенная по проекту одно­го из выдающихся представителей эпохи, всесторонне одаренно­го Н. А. Львова. Церковь возводилась для загородной усадьбы ека­терининского вельможи А. А. Вяземского в Александровском близ Петербурга. Формы ротонды, увенчанной куполом, и античной (египетско-нубийской) пирамиды использовались до этого Львовым, в основном, в садово-парковых ансамблях. Архитектор отталкивал­ся от образа храма Весты и пирамиды Цестия в Риме, сочетание которых в архитектурной композиции считается выдающейся чер­той его творчества. Форма пирамиды широко использовалась им также для оформления надгробий. Например, для усыпальницы генерал-аншефа Ф. И. Глебова в Успенском монастыре г. Старицы.

Связь с пирамидой Цестия заметна и в пирамидальном соору­жении бытового назначения - погребе. Он был построен Львовым в своей усадьбе близ Торжка11. М. В. Нащокина связывает при­страстие к пирамиде с масонскими увлечениями архитектора12. Действительно, пирамида чаще всего встречается в архитектур­ном декоре наряду с другими масонскими символами. Пирамиду со всевидящим оком можно заметить на фасадах Казанского, Исаакиевского, Сампсониевского соборов. Высказывается так­же мнение, что Н. А. Львов символически использовал фор­му пирамиды: «для обозначения добродетели учения и прочно­сти знаний для титульного листа своего пособия «Рассуждение о проспективе»13.

— 67 —

Наследие и традиции

В оформлении усадеб в рамках общих тенденций эпохи нередко обращались к использованию египетской тематики. В Архангельском целый зал можно назвать «египетским». Его украшают две рабо­ты знаменитого венецианского живописца Джовании Баттиста Тьеполо, который был специально оформлен для их размещения. Картины художника «Пир Клеопатры» (1744) и «Встреча Антония и Клеопатры» (1747) посвящены известным историческим эпизодам второй половины I века до н. э., представлявшим наибольший инте­рес для самого художника. Обе картины отличаются яркой колори-стичностью. Распространенный в живописи сюжет, посвященный пиру Антония и Клеопатры, на котором в доказательство своего богатства царица растворяет редкую жемчужину в уксусе у всех на глазах, встречается еще со времен барокко. Кроме идейного смыс­ла, у картин нет никаких египетских черт. Персонажи в европейских костюмах, а античные развалины не имеют ничего «египетского». С этими портретами перекликаются работы других авторов. Например, изящный салонный «Портрет А. Е. Демидовой в образе Клеопатры» Помпео Батони должен был подчеркнуть богатство, образованность и ослепительную красоту Демидовой, подобную Клеопатре. На пор­трете молодая супруга известного заводчика и мецената готовится растворить жемчужину. Многочисленные полотна, посвященные смерти египетской царицы, как правило, избегают «египетских» деталей. Один из ранних портретов И. П. Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750), написанный в мягких перламутровых тонах «в русле рокайльной живописи», претворяет трагический сюжет «в легкое и изящное произведение»14. Много позднее О. Кипренский изобразил великую русскую актрису Екатерину Семенову в антич­ном (но не египетском) одеянии со змейкой, обвившей ее руку («Портрет Е. С. Семеновой в роли Клеопатры»). Циркулирование этих сюжетов поддерживалось популярностью оперы Д. Чемарозы «Клеопатра» (1790 г.), написанной и поставленной в России.


Дата: 23.04.2015 16:53